Chania
931
01.03.2019
Поляки в казахстанских степях: что помнят народы о депортации

Переселение народов в СССР началось в тридцатых годах прошлого столетия, одними из пострадавших были поляки. Родителей председателя Костанайского областного польского общества NadziejaВиктора Радомского депортировали в Казахстан в 1936 году. В то время из западных районов Украины в Казахстан в довоенные годы было депортировано от 40 до 95 тысяч поляков (точное число не установлено).

Долгий путь в Казахстан 

– Мои родители родились и до 1936 года проживали на Украине, – вспоминает Виктор Леонидович. – Депортировали обе семьи, расскажу на примере отца – Леонида Радомского.

В 1936 году полякам, проживающим у западной старой границы Советского Союза, внезапно объявили в трехдневный срок покинуть нажитые места. Семья отца Виктора Леонидовича покинула деревню Корытище Житомирской области. Взяли, что могли, все погрузили в телячье вагоны. Высылаемым полякам власти обещали компенсацию, и такое же жилье, как было на Родине. Отец и дед Виктора Леонидовича на тот момент только построили там дом, но не успели даже пожить в нем…

– В Казахстан добирались месяц, – продолжает рассказ Виктор Радомский. – Ехали долго, было очень тяжело, подолгу стояли на станциях, пропускали эшелоны. Наконец в начале мая в 1936 году прибыли на станцию в Кокчетавской области. И лишь спустя три дня их посадили на грузовики, телеги и повезли в необжитые степи. Людей привезли в Северный Казахстан – вокруг голая степь и колышек. Сказали до зимы построить дома, иначе замерзните здесь. Дали инструменты, иногда даже на помощь приезжала небольшая техника. Построили полуземлянки, которые потом называли «сталинки».

На этой земле сразу организовался колхоз, однако у всех забрали документы и держали на правах крепостных. Никто не мог ничего понять, все были шокированы, задавали вопросы, «за что, за какие провинности без каких-либо судебных приговоров, просто так сослали народ».

– Первая зима была на редкость тяжелой, снежной, землянки заносило по крыши, что и поселка не было видно, – делится Виктор Леонидович. – Люди очень много болели, потому что все жители были выходцы из Украины, приехали с теплых краев, где не было суровых зим. Умерло много младенцев, были также вспышки дифтерии, тифа. Далее началась война, трудный период. Всей стране было сложно жить, а депортированные особенно тяжело переносили те годы. Все же люди как-то смогли пережить это время. Большую помощь оказало, конечно, местное население, потому что без поддержки казахов было бы очень тяжело.

Вышло так, что именно в этом районе депортированных людей селили отдельно от казахов. Бывало так, что некоторых расселяли по аулам, но поселок отца Виктора Леонидовича, как и соседний поселок матери, были созданы прямо с нуля и отделены от местного населения. Депортированные поляки и немцы получили статус спецпереселенцев. У них сразу отобрали документы, чтобы не сбежали. Без письменного разрешения дальше километра от села выезжать было запрещено. Иначе тюрьма. Они не имели избирательных прав, в армию их не брали, в институты и техникумы не принимали. Административный надзор осуществлял комендант. Ситуация улучшилась только с 1953 года и поляки почувствовали послабление.

Спасибо этой земле

– Жили сложно, – говорит Виктор Радомский. – Спасла вера, поддержка друг друга и соседей с казахских аулов, которые привозили поначалу какие-то продукты. И в том поселке, куда переселили отца, сегодня он называется Озерный, сейчас существует духовный центр католиков в Казахстане. Там построен большой храм. А событие это связано с тем, что в 1942 году был неурожай и люди находились на грани голода. К тому же и степное озеро, находящееся возле поселка, уже несколько лет было сухим и лишь изредка наполнялось водой. И однажды весной, как рассказывал отец, который был очевидцем этого события, ночью услышали шум и рев, со степи шла огромная вода, которая буквально за ночь наполнила эту чашу озера. А через несколько дней люди увидели в озере огромное количество рыбы. Откуда она могла за такой короткий период появиться, не знал никто. Ее было столько, что хватало всем и даже соседним селам. Это событие католическая церковь признала чудом и там организовали большой духовной центр, куда приезжают волонтеры и паломники из Европы и всего Казахстана.

Казахский народ проявил радушие и поддержку в те тяжелые времена к миллионам людей разных национальностей, прибывших в Казахстан в годы депортации: полякам, немцам, корейцам, азербайджанцам, армянам, чеченцам, ингушам и многим другим, тем, кто приехал сюда не по своей воле. Поляки влились в дружную семью народа Казахстана и стали ее частью.

– Мы равноправные и не чувствуем ущемления, – делится Виктор Леонидович. – У нас также происходит активное общение с исторической родиной. Наша молодежь имеет возможность сдавать экзамены в Астане и поступать в польские вузы при их успешной сдаче, обучаясь на бесплатной основе. Здесь родился я, мои дети и внук. Казахстан стал нам настоящей Родиной. Уехать никогда даже мыслей не было. Свое будущее связываем только с родной казахстанской землей.