Chania
480
24.11.2021
Свой путь

Дмитрий Ромащенко рос в русскоязычной среде. Но казахский углубленно начал учить еще со школы. Поставил цель и достиг ее.

О норме и образце

Молодой учитель из Костаная Дмитрий Ромащенко уже давно известен не только в области, но и за ее пределами. Особенно час­то о нем говорят в год 30-летия Независимости Казахстана. И до этого Дмитрий неоднократно давал интервью республиканским СМИ, а в нынешнем году стал одним из героев общенационального проекта «Народная экспедиция «Дорогой Первого Президента – 30 лет мира и согласия». Его имя звучало на расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева – отмечали работу Костанайской области в сфере межэтнического согласия, приводили в пример большую семью Тулегеновых, усыновившую одиннадцать детей разных национальностей, говорили о Дмитрии Ромащенко, украинце по национальности, который выучил казахский язык настолько, что стал учителем. И работа его эффективна – Дмитрий преподает в одной из лучших школ-гимназий Костаная, его ученики показывают хорошие результаты.

Внимание к персоне молодого учителя понятно. В Казах­стане немало и других представителей некоренных этносов, которые знают казахский язык хорошо, активны в общественной деятельности, способствуют повышению интереса к его постижению у других молодых людей. Но таких, как Дмитрий, встретишь нечасто – он к освое­нию языка подошел серьезно и целенаправленно. Не просто выучил настолько, чтобы разговаривать на нем, но пос­тиг его грамматический строй, получил высшее образование, окончил магистратуру. Работа учителем по плечу не каждому, даже если вести уроки на родном языке. А тут еще и такой впечатляющий путь – параллельно с получением образования Дмитрий совершенст­вовал язык, так как учился на факультете казахской филологии, материал преподаватели читали тоже на казахском. Но он смог. Вот только не очень любит того внимания, которым его сегодня невольно одаривают СМИ. Дмитрий считает, что в том, что он сделал, ничего выдающегося нет. Такая задача ставится перед каждым казахстанцем – на протяжении всех 30 лет независимости.

Спасибо учителям!

Дмитрий родом из села Федоровка, райцентра Федоровского района. Приграничный район, население в основном говорит на русском. В семье тоже никто, кроме него, казахский не знает. Да и учителей не было в роду. Однако родители поддержали сына во всех его начинаниях – уже в 11-м классе Дмитрий знал, что будет учителем. И выбрал казахскую филологию.

Язык углубленно начал учить еще в школе. Считает, что ему повезло – были хорошие преподаватели, которые привили интерес к языку. Еще в школе он участвовал в олимпиадах. Но даже этих знаний оказалось недостаточно, чтобы учиться с легкостью. Учитывая, что разговорной практики у Дмитрия почти не было, процесс обучения давался сложно. Поначалу не все понимал, приходилось переспрашивать, уточнять – ведь на казахском преподавали не только обязательные дисцип­лины, но и общие – философию, социологию, историю. Но и тут с преподавателями повезло. Они видели, с каким старанием Дмитрий осваи­вает материал, как не сдается, несмотря на сложности. И поддерживали, как могли. К концу обучения приложенные усилия дали плоды – Дмитрий стал хорошо понимать и говорить, а его диплом не стыдно было показать работодателю.

В школе он работает уже седьмой год. Через несколько лет после окончания вуза Дмитрий поступил в магистратуру, учился бесплатно, набрал хороший балл и получил грант на обучение. Учился без отрыва от работы – днем давал уроки, вечером шел учиться сам. Выполнять задания и готовиться к урокам порой приходилось ночью. Но Дмитрий не жалеет – он из тех учителей, которые любят учиться, работать над собой, повышать свой уровень. В первую очередь для того, чтобы давать ученикам качественные знания.

Классический подход

Педагогическое сообщество Казахстана и общественники сегодня активно обсуждают воп­рос: верна ли методика обучения языку? Не стоит ли в корне пересмотреть подход и, прежде чем приступать к грамматике, учить говорить?

Дмитрий с этим не согласен. И несмотря на то что он работает над своим профессиональным уровнем, разрабатывать какую-то свою, авторскую методику намерения у него нет. Он считает, что нынешняя методика преподавания казахского языка эффективна и актуальна, равно как и обновленное содержание образования. Того, что хорошо работало в прошлом веке, в нас­тоящем уже недостаточно, нужно развиваться и идти в ногу со временем. И дело учителя – вносить личный вклад в системный продукт.

Сам он так и делает. Использует на уроках приемы и методы, которые повышают интерес. И большое внимание уделяет формированию словаря – без знания слов невозможно говорить на языке, понимать его. Его ученики знают, что слова нужно учить и повторять постоянно, учитель может в любой момент, без предупреждения провести словарную работу. Дмитрий говорит, что важно формировать базу не только из одних слов. Важно учить устойчивые выражения – это не только помогает лучше понимать язык, но и вызывает к нему интерес.