10 августа отмечен как День Абая и внесен в список государственных памятных дат. Мы считаем, что высокое уважение к Великому поэту – исторический шаг в развитии нашей национальной духовности и литературы, уважение к искусству слова.
В целом этот год начался с возрождения казахского народа, обновления, поворота к миру Абая. Мы сосредоточились на познании мира поэта, на изучении его идеи о «целостном человеке», стали руководствоваться его творчеством для динамичного развития нашей страны. Французские ученые Джоселин Перер и Мариван Перер, чтобы обсудить значение идей Абая, начали знакомить мир с нашим уникальным философом, который был признан «мыслителем человечества» и является брендом Казахстана.
Фундаментальная программная статья Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в XXI веке» не только задала старт и стандарты празднования юбилея выдающегося мыслителя и просветителя Великой степи Абая Кунанбаева, но и стала логическим продолжением курса Елбасы по формированию основ казахстанской идентичности и модернизации общественного сознания. Так, в программной статье Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко обозначено, что «наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами», как и «мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха». Первым условием модернизации нового типа Елбасы определил «сохранение своей культуры, собственного национального кода».
Также в следующей статье Елбасы «Семь граней Великой степи» говорится о формировании галереи образов великих мыслителей, поэтов и правителей прошлого в современной литературе, музыке, театре и изобразительном искусстве. И особое место среди них принадлежит Абаю Кунанбаеву, гениальному сыну казахской земли и личности глобального масштаба. Как сказал Елбасы: «Абай – это не только ученый, внесший неоценимый вклад в духовную сокровищницу казахского народа, также он мудрец, безгранично служивший на пути становления государственности. Абай – удивительная личность из числа мыслителей мирового уровня». Действительно, масштаб гения Абая Кунанбаева безграничен, он оставил яркий след в нашей истории как философ, поэт, просветитель, основоположник новой национальной литературы, блестящий переводчик, композитор, патриот, реформатор культуры в духе сближения с европейской и русской культурой на основе просвещенного ислама. У каждого народа есть так называемый золотой фонд известных личностей, которые представляют всему миру его культуру, мировоззрение и философию. Благодаря им появляются шедевры национального искусства, происходят открытия в науке и технике. Имена великих – визитная карточка народа и земли, взрастившей их. Благодаря Абаю и харизматичности Первого Президента весь мир начал говорить о Казахстане как о стране с глубокой культурой. Именем Абая для себя открывают Казахстан иностранцы.
Открываем для себя новые грани бесценного наследия и мы, казахстанцы, в условиях новых реалий осознавая актуальность и востребованность заветов и Слов назидания. В очередной раз убеждаясь, что Абай – вне времени. Со дня смерти великого философа прошло более 100 лет, но его мысли все так же актуальны в современном мире. Пришло время идеологического переосмысления творческого наследия Абая и прочтения его бессмертных произведений. Недаром наш Президент Касым-Жомарт Токаев призывает: «Познание Абая – это познание самого себя. А знание себя наряду с непрерывным развитием и образованием дарует мудрость. Это и есть рецепт интеллектуальной нации. В этой связи очевидно, что слова Абая должны стать ориентиром поколений». Великий Абай, как и положено гению, опередил свое время. Творец современного казахского языка и патриот своей земли, он заложил вектор развития литературы, культуры, языка на столетия вперед. Но не просто указал направление, а дал мощнейший импульс развитию. Очень точно и емко подчеркивает непреходящую ценность наследия поэта Елбасы Нурсултан Назарбаев: «Ведь несмотря на то, что изменился мир, народ не потерял интереса к Абаю. С каждой новой эпохой раскрываются новые грани его величия, а творчество играет новыми красками.
Абай будет всегда жить вместе со своим народом. И на протяжении веков будет призывать казахский народ и страну к новым высотам и достижениям». В свою очередь Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своей программной статье «Абай и Казахстан в XXI веке» подчеркивает: «Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство». Но в чем кроется феномен абаевских строк, в чем их «тайна»? Она – в его Слове. Да, Абай велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов (акынов) именно в их слове и проявляется. В «Словах назидания» Абай доверительно беседует с народом, говорит о том, что нужно чтить и хранить духовные ценности и заветы предков, но вместе с тем необходимо идти вперед, учиться, осваивать науки. Эти реформаторские суждения возвели Абая в ранг мировых классиков философии, просвещения и литературы. Его слова были подкреплены собственным примером: он общался с передовыми личностями своего времени, в переводах открывал народу необъятной степи Пушкина, Лермонтова, Гете, Байрона, других классиков. Вместе с тем его произведения вобрали все лучшее, что было в духовном наследии Центральной Азии, он соединил Запад и Восток. В его «Словах назидания» есть глубокие мысли и ответы на жизненные вопросы человечества: отношения между людьми, ответственность власть имущих перед населением, воспитание в молодежи сильного духа, любовь к Родине, уважение к своим корням. Мысли Абая универсальны, они важны для нашей молодежи, представителей нового поколения, которое призвано сверять свою жизненную позицию и поступки с заветами великого поэта-мыслителя и идти вперед, созидая на благо своей страны. Глубокое изучение «Слов назидания», мыслей о судьбе народа должно стать опорой современного общества, ведь Абай – неиссякаемый и вечный источник духовности казахского народа. Его философия, богатое духовное наследие пропагандируют принципы гуманизма и благородства независимо от времени и места.
Философия Абая на протяжении долгих лет привлекает внимание не только казахского народа, но и всех людей мира разных культур и вероисповеданий. В современном обществе изучение трудов Абая должно не только служить духовным руководством нации, но и играть достойную роль в повышении нравственных качеств человека и культуры. Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил: «Благо заучивать стихи Абая. Но еще прекраснее, если глубокие мысли и смелые откровения Абая не просто повторяются всуе в праздной беседе, а ложатся крепкими кирпичиками в основание наших повседневных дел. К этому следует неизменно стремиться. Только это и является единственным доказательством нашей верности мудрым заветам и наставлениям Абая, нашего проникновенного понимания и осознания сыновнего долга перед памятью учителя добра и справедливости». В трудах Абая величайшей ценностью мира является человек. На сегодня все государственные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни для всех поколений. Отрадно, что Президент в год юбилейных торжеств, посвященных Абаю, ставит задачу построить музей на родине писателя, наделить город Семей статусом особого исторического центра, что придаст новый импульс для экономического и социального продвижения региона. Это еще раз подчеркивает высокую важность проводимых мероприятий. Глава государства в своей программной статье подчеркивает большую роль творческого наследия Абая в деле возрождения нации и призывает взять за основу его философские труды. Ведь уже более века назад великий мыслитель призывал нацию к модернизации, обновлению, говорил нам о необходимости адаптироваться к требованиям времени. А еще говорят, что нет пророка в своем Отечестве, отдавая предпочтение всему чуждому. И в связи с этим хотел бы отметить стратегический курс Президента с доминантой отечественных духовных ценностей, сумевшего литературное наследие Абая обратить в «дорожную карту» для каждого и всех. Что, по сути, уже является наглядным примером перезагрузки сознания. Все встало на свои места, то, что когда-то незаслуженно было предано забвению и принижалось в своем значении, получило должную оценку. Как я отмечал выше, Абай неотделим от народа, Абай – зеркало души казахского народа.
По аналогии с Пушкиным Абай – это наше все, без преувеличения. Наверное, то же самое по-своему немец мог бы сказать про Гете, англичанин – про Шекспира, испанец – про Сервантеса. Отсюда и объяснение, отчего мы в судьбоносные вехи обращаемся за поддержкой великого Абая в поисках жизнеутверждающей силы. Так, в год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне уместным будет напомнить, что приближали эту самую победу бойцы из Казахстана с именем Абая на устах. Когда началась война, Абая почти 40 лет не было на этом свете, тем не менее он был в сердцах людей, в книгах и газетных строках, которые читали бойцы в перерывах между сражениями. Со строками Абая они шли в бой, зная, что за ними родной край, воспетый поэтом, за ними многовековая мудрость народа, осмысленная Абаем в своих произведениях. Поэт и философ завещал защищать добро и справедливость, и бойцы, чтя его заветы, сражались с врагом, который покушался на эти ценности. Вскоре после начала войны на фронтах Великой Отечественной стали создаваться боевые листки – фронтовые газеты. Фактически на всех участках фронта наши бойцы имели возможность получать газеты на казахском языке. В них часто печатались стихи Абая, его «Слова назидания». Один из таких боевых листков – «Отанды қорғауда» – выходил на Ленинградском фронте. Член редколлегии этой газеты, впоследствии именитый ученый, а в годы войны вчерашний студент Туймебай
Ашимбаев вспоминал, что газета делала акцент на публикации материалов о выдающихся личностях. Обстановка на фронте была сложной, нужно было печатать материалы, которые бы сплотили бойцов, дали им силы, вселили веру в победу. Одной из центральных фигур в списке выдающихся личностей был Абай. «Публикации довольно скоро начали приносить плоды, они помогали бойцам ощутить поддержку всего Казахстана», – впоследствии вспоминал фронтовик. Писатель, поэт, публицист и журналист Илья Эренбург писал во фронтовых очерках, что в числе бойцов, призванных из всех регионов СССР, воины из Казахстана демонстрировали силу воинского духа, своей доблестью вызывали оторопь врага. «Один фриц сказал мне: «Против нас были страшные солдаты – их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это казахи», – так Илья Эренбург пересказывал слова захваченного в плен неприятеля. Символично, что Год празднования 175-летия Абая совпал с еще одной знаменательной датой – 25-летием Ассамблеи народа Казахстана, уникального института общественного согласия и общенационального единства. Абай своим мудрым изречением «Держа в единении Ум, Сердце и Волю, ты к цельности редкой придешь без труда» показал, что помимо светлого ума и горячей энергии человек нуждается в добром сердце.
Эти три понятия он всегда рассматривает в единстве, но подчеркивает, что предыдущие два должны подчиняться сердцу, указывая, что это и есть философия жизни казахского народа. Наш народ, придерживающийся такого мировоззрения, распахнул свои дружеские объятия представителям других национальностей, невзирая на собственное трудное положение. Он считал своим долгом поделиться куском хлеба с другим, хотя и сам жил впроголодь. Наши предки умели выражать уважение старшему, учтиво относиться к младшему, поддержать попавшего в беду. Трепетно относясь к этим ценностям, сумев бережно донести их до нынешних дней, наш народ сохранил себя в качестве полноценной нации. В 25-м слове Книги назиданий Абай обращается к своему народу с искренним пожеланием: «Обучать детей хорошо, но для начала их надо обучать родному языку, грамоте и самым обыкновенным знаниям. Работай, умножай свой скот, умножай знание и мастерство. Тому, чему сам научишься, обучай и своего сына. Расти знание. Главное – научиться русской науке. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру». В преломлении сегодняшнего дня остается добавить только то, что это пророческое обращение казахского классика актуально звучит для представителей других этносов, проживающих на земле Абая: растет необходимость более активного изучения государственного языка. В том усматривается нравственный мотив культурного человека. Своеобразным стартом юбилея Абая в ассамблее стал республиканский форум «Ұлы даланың ұлтаралық тілі» («Межнациональный язык Великой степи»), где представители молодежи различных этносов делились своей историей изучения государственного языка. Мотивирующее видео вызвало положительную реакцию и резонанс в социальных сетях, набрало рекордное количество просмотров как среди внутренней, так и внешней аудитории. Молодые патриоты стали олицетворением новой формации человека, созвучной концепции хакима Абая о «полноценной личности». Более того, это наглядный и логический результат в пользу жизнеспособности АНК как института, основной идеей которого является лозунг «Единство в многообразии».
За четверть века, что по историческим меркам лишь миг, благодаря кропотливой и системной работе всех звеньев этнокультурных объединений в лучших традициях преемничества под руководством Елбасы было воспитано молодое поколение независимости. Концепция «полноценной личности» в понимании Абая от религиозно-философского контекста уходит в социально-политический и общечеловеческий, приобретает эстетический, культурный характер. Развивая все необходимые институты ценности, «полноценный человек» у Абая должен трудиться для будущего своей страны и ее успешного развития. Этим он поднимается до высшего уровня категории эстетики – «эстетики служения». Абай Кунанбаев на примере своей жизни и деятельности показал, каким должен быть «полноценный человек». Исходя из хадиса «Лучший человек тот, который приносит людям добро», по видению Абая, духовно развитый полноценный человек – это творящий добро, приносящий пользу обществу, окружающей среде, народу, человечеству и всему миру. Полноценная личность Абая – социальная и социализированная личность. Эти идеи Абая Кунанбаева созвучны и взаимосвязаны с первым принципом, предложенным в проекте «Интеллектуальная нация-2020» Елбасы: «Нам нужны люди, которые знают, как работать в ХХІ веке. Профессионалы, прекрасно разбирающиеся во внутренних и международных процессах. Патриоты, ставящие государственные интересы выше частных».
Каждый из нас находится в беспрестанном поиске источника духовных сил, направлений, придающих смысл жизни. 175-летие поэта-просветителя Абая Кунанбаева – мощный стимул для каждого казахстанца обратиться к произведениям основоположника казахской литературы, осмыслить его творчество и извлечь нравственные уроки. Личность Абая объединяет всех нас, казахстанцев, вдохновляя на успех и созидание. Каждый человек найдет в строках Абая очень важное для себя, то, что может стать путеводной звездой всей его жизни. Мы должны превыше всего ценить единство и согласие, являющиеся гарантом стабильности и нашего развития. Думая о государственных интересах, мы должны сохранить преемственность и не растерять наши ценности и достижения. Сберечь и приумножить все лучшее.
Внутриполитическая стабильность, взаимное доверие и уважение многочисленных этносов, религиозный мир – главные приоритеты государства. Лишь такая политика, основанная на вековой мудрости предков, позволит Казахстану достичь всех наших стратегических целей и войти в число развитых государств мира. В связи с этим Ассамблея народа Казахстана планирует провести 10 августа онлайн-конференцию «Абай: история и современность» и онлайн-фестиваль поэзии в честь Дня Абая и 175-летия Великого поэта. В работе конференции примут участие абаеведы и историки из Турции, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана, а также члены Научно-экспертного совета АНК, представители интеллигенции. Они обсудят научное наследие великого мыслителя. В ходе фестиваля представители всех этносов прочитают стихи поэта на казахском языке и разместят их в социальных сетях. Цель – популяризация творческого наследия поэта-мыслителя, расширение использования государственного языка. Представители более 100 этносов встретятся с настоящим дружественным языком поэзии великого ученого и просветителя. День Абая, юбилей поэта и творческого мира уникального ученого, в свою очередь, повысят гармоничное единство нашего многонационального народа, укрепят наше благополучие и общность.
Жансеит Туймебаев,
заместитель Председателя АНК