2020 год для нашей страны станет одним из ключевых этапов в укреплении гражданской идентичности, казахстанского патриотизма, общественного согласия и общенационального единства. И это не просто слова.
Год наполнен событиями, которые затрагивают ум и сердце каждого гражданина, независимо от его этнической, религиозной принадлежности, социального положения и политических симпатий.
175-летие великого Абая, 1150-летие Абу Насра аль-Фараби, 750-летие Золотой Орды, 75-летие Великой Победы, Год волонтера, 25-летие Конституции страны и Ассамблеи народа Казахстана – все эти генеральные векторы и направления политической повестки дня связаны воедино двумя фундаментальными основами общества и народа Казахстана.
Во-первых, они продолжают укреплять и модернизировать наше общенациональное консолидирующее историческое сознание, национальный код, казахстанскую идентичность, гражданские начала, мировоззрение нации.
Во-вторых, они дают выход и направление социальной энергии общества, гражданского участия и инициативы, политической активности граждан.
Кроме того, все знаменательные даты связаны друг с другом незримыми нитями духовной работы общества, которая и есть модернизация общественного сознания.
Так мы видим, что между 25-летием Ассамблеи народа Казахстана и 175-летием Абая, несмотря на полуторавековую разницу знаменательных дат, есть прямая связь.
Более того, понимание этой связи говорит о духовно-интеллектуальной зрелости общества, способного осознать глубину своей истории и протягивать причинные связи от истории в современность.
Поэтому далеко не случайно Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в статье «Абай и Казахстан в ХХІ веке» обосновывает и увязывает проводимый курс реформ с морально-этической и нравственной философией Великого Учителя.
Будучи предтечей и проповедником духовного и национального возрождения казахского народа, Абай Кунанбайулы не мог не задумываться о базовых смыслах и ценностях казахского народа.
Ему удалось собрать и осмыслить их в стройную философско-нравственную систему императивов – «Слова назидания».
Безусловно, это эпохальное произведение, поскольку даже спустя более ста лет, после его создания, заложенные в нем идеи, взгляды и постулаты актуальны в контексте всей социально-политической и идейной повестки дня современного Казахстана.
С другой стороны, фигура и философия Абая являются достоянием всего человечества, носят глобальный этический характер.
А это дает нам выход на понимание и продвижение Абая как консолидирующего начала общих значимых ценностей для всех этносов, всего народа Казахстана.
И в этом смысле темы Абая и 25-летия Ассамблеи народа Казахстана неразрывно связаны в единое целое.
Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев, раскрывая суть единства народа, формирования и развития казахской нации, вопросов нациестроительства, постоянно обращался к мудрости Абая.
На XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана он отметил слова Абая о том, что «жители многоликих сообществ, живя бок о бок, работая вместе, перенимают друг у друга все самое лучшее и достигают высокой нравственности и доброты».
На XVII сессии АНК Елбасы вновь вспоминает слова Абая о том, что «знание языка и культуры другого народа делает человека равным с этим народом».
Мы должны ясно представлять, что, формируя государственную политику по обеспечению общественного согласия и общенационального единства, Елбасы аккумулировал весь национальный исторический опыт казахского народа.
Об этом он прямо сказал на Форуме народов Казахстана 14 декабря 1992 года: «Далеко не последнюю, а, может быть, и первую роль в том, что наша земля не отторгла, а стала родным домом для тысяч и тысяч людей, сыграла казахская нация, ее открытость, вековые традиции гостеприимства и добрососедства».
Именно в этой речи Нурсултан Назарбаев исчерпывающе определил постулаты национальной политики Казахстана – «нельзя заставить уважать себя, свое национальное достоинство, отказывая в этом другим»; «всем нам необходимо понять простую вещь: нет больше ни старших братьев, ни младших!»; «именно казахский государственный патриотизм может стать главной опорой возрождения республики, всех наций и народностей, населяющих ее»; «нам делить нечего, и единственно возможный путь – это не допустить разжигания страстей, сделать все, чтобы сохранить мир и согласие».
Однако мир не стоит на месте, меняется наша жизнь, меняется повестка дня, и при всех поворотах государственной и общественной жизни вопрос сохранения единства общества останется одним из ключевых.
Наша задача заключается в том, чтобы имеющееся многообразие не превратилось в разделительные линии, как это демонстрируют нам уже современные мировые реалии.
Именно об этом и говорил Президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».
Здесь необходимо подчеркнуть, что Глава государства однозначно выступает за преемственность политического курса Елбасы в вопросах мира и согласия.
Он отмечает, что благодаря прочному единству мы укрепили свою независимость и создали условия для улучшения благосостояния народа. «Это время стало периодом созидания и прогресса, мира и согласия».
Обозначая задачи укрепления общественного согласия, Касым-Жомарт Токаев считает, что это результат усилий всего общества.
Как и Елбасы, казахскому народу Президент отводит роль государствообразующей нации, на основе которой будет продолжено укрепление межэтнического согласия и межрелигиозного взаимопонимания.
А роль казахского языка как государственного будет усилена, и наступит время, когда он станет языком межнационального общения.
При этом принцип «Единство нации – в ее многообразии» остается принципиальной позицией Главы государства, который продолжит создавать условия для развития языков и культуры всех этнических групп в нашей стране.
Это глубоко прагматичная позиция, которую предполагается обеспечить через конструктивный общественный диалог – основу согласия и стабильности.
И вновь Глава государства обращается к неиссякаемой мудрости Абая, отмечая постулат его 6-го слова назидания: «Единство должно быть в умах».
Программная статья Касым-Жомарта Токаева «Абай и Казахстан в ХХІ веке» также призывает нас более широко и внимательно взглянуть на творчество великого учителя и просветителя именно в контексте понимания задач и сущности модернизации казахстанского общества.
Он особенно подчеркивает взаимосвязь такой постановки проблемы с задачами модернизации общественного сознания в статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Видение этой проблемы Нурсултаном Назарбаевым стало важным алгоритмом сохранения национального сознания и адаптации его к современным требованиям.
Органичное сочетание базовых ценностей казахского народа и внедрение в общественное сознание новых ценностей – прагматизма, культа знаний, открытого сознания – составляют сущность национального кода народа Казахстана в XXI веке.
И в этой парадигме Президент Касым-Жомарт Токаев проводит целый ряд параллелей между современным развитием Казахстана и мыслями Абая.
Первая из них – ценность образования. Основа прогресса – в образовании и науке, отмечает Глава государства и определяет основные векторы утверждения этой ценности. В первую очередь через принятие Закона «О статусе педагога», когда фигура учителя становится ключевой на пути к совершенствованию, получению качественного образования.
Касым-Жомарт Токаев говорит о том, что Абай предвосхитил идею формирования интеллектуальной нации, и связывает с ней целый ряд ценностей.
Одна из них, о которой также говорил Абай, – знание иностранных языков, позволяющее «быть на передовой линии мирового развития».
Из нее вытекает способность нации обладать мобильным сознанием, умением сочетать передовые достижения цивилизации с национальными интересами.
В широком смысле Глава государства затрагивает вопрос развития культуры и национального сознания, которые послужат формированию нового качества казахской нации. И ориентиром в решении этой задачи является большое наследие Абая.
На новом этапе государственного строительства укрепление государственности и суверенитета страны Президент Казахстана напрямую увязывает с категорией справедливости, верховенством закона и общественным порядком.
В прочтении «идеи справедливого общества» Абая Президент Касым-Жомарт Токаев видит гармонию принципов Абая с принципами цивилизованного государства. Из этого проистекает принцип «гражданского участия» гражданского общества в решении задач государства и народа на основе широкого конструктивного диалога между властью и обществом.
Процесс политической модернизации в Казахстане сопровождается также требованиями кардинальных политических перемен на уровне популистских идей.
У отдельных граждан их популярность прямо пропорциональна их радикализму, что расшатывает устои общества.
В отношении них Касым-Жомарт Токаев призывает объективно оценивать возможности государства и ответственно относиться к возложенным обязанностям.
Категория «ответственности» очень важна и заметна в политической лексике Президента. В статье «Абай и Казахстан в ХХІ веке» он употребляет это слово в разных контекстах 6 раз, и когда речь идет о личностных качествах человека, и о социальных отношениях в обществе.
В связи с этим Глава государства обращается к формуле Абая «полный человек», которая соответствует современному английскому понятию «A man of integrity».
Такой человек строит свои социальные связи на принципе взаимной ответственности. «Ум, сила, сердце – держи равновесие, все это сделает тебя полноценным», – эти слова Абая Касым-Жомарт Токаев справедливо возводит к жизненной философии казахского народа.
И эта обновленная концепция должна стать основной в любой сфере нашей жизни, системе управления государством и образования, бизнеса и институтов семьи.
В социологии «самодостаточная личность» рассматривается как основа стабильности, средний класс, ориентированный на собственный труд как источник социального благополучия.
Отсюда внимание Абая к труду, трудолюбию, стремление к поиску знаний, отказу от психологии хвастовства и иждивенчества находят живой отклик у Главы государства: «Каждый гражданин должен понимать, что его труд напрямую влияет на продвижение экономики страны».
И именно с такой точки зрения Абай подходит к вопросам межэтнических отношений, призывая уважать и перенимать лучшие качества у других народов. Слово 2-е и 25-е – горячий призыв следовать полезным чертам и качествам других народов в труде и образовании.
А в 39-м слове Абай делает потрясающий в своей афористичности мудрый вывод: «Вражда – не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии».
И этот принцип сегодня лежит в фундаментальной основе государственной политики в сфере межэтнических отношений.
Именно поэтому все этносы Казахстана должны понимать гуманистический потенциал наследия Абая, видеть в нем основателя объединяющих народ Казахстана ценностей.
Тем более что в казахской литературе есть непревзойденное по своей энциклопедичности и культурному богатству произведение Мухтара Ауэзова «Путь Абая».
Это прямая дорога к Абаю, открытая для всего мира великим казахским писателем.
Безусловно, все этнокультурные объединения, члены Ассамблеи народа Казахстана примут самое непосредственное участие во всех мероприятиях, посвященных 175-летию Абая.
Главный акцент будет сделан на те мероприятия, которые помогают возрождать общественное сознание и придадут импульс развитию единой страны, единой нации.
Сегодня реальность властно вторгается в наши планы, меняя на ходу всю жизнь общества. Карантин, экономические проблемы, наводнение в Туркестанской области стали серьезным вызовом нашему народу, обществу и государству.
Но как раз в эти трудные дни мы видим, что дух жизненной философии Абая воплотился в огромный нравственный импульс, незримо пронизывая и беспрецедентные меры социальной поддержки со стороны государства; и гражданский подвиг тысяч граждан Казахстана, которые оказывают благотворительность уже не от прибылей своих, а делятся от сердца; и миллионов людей в режиме самоизоляции, которые мужеством и терпением спасают всех нас от вспышек инфекции.
И укрепляющей их дух нравственной основой послужат слова Елбасы Нурсултана Назарбаева, сказанные им на XI сессии Ассамблеи народов Казахстана в 2005 году: «Завет мудрого Абая «Люби все человечество как родного своего» – это и мой жизненный принцип, глубокое верование, впитанное в мое сознание».
А это значит, что и полтора века спустя слова и мысли великого Абая живут и работают на благо народа Казахстана, меняя наш народ и наш мир.
Жансеит Туймебаев,
заместитель Председателя АНК