Chania
114
03.04.2019
Театр не одного актера

Всемирный день театра мир празднует 27 марта. Впервые эта дата была установлена в 1961 году, в Праге, по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО. Профессиональный праздник всех работников "храма искусства" традиционно проходит под девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». И ведь действительно, эмоции, которые передают артисты на театральной сцене можно понять на любом языке мира.

Еще с древних времен театр позиционировал себя, как коллективное искусство. И в современности, в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра, участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены и осветители. Поэтому сегодня театр это — зрелищный вид искусства, представляющий собой коллаборацию различных направлений — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства, и обладающий собственной очаровывающей спецификой. Безусловно, только талантливая актерская игра позволит передать характер героев, трагедию конфликтов и погрузить зрителя в суть драматического действия. Но, ни один театр не смог бы существовать без главного генератора идей — руководителя. Именно поэтому в преддверии праздника мы встретились с директором Областного Русского драматического театра города Костанай, Председателем русской общины Костанайской области Ассамблеи народа Казахстана — Юрием Ивановичем Ивлевым. 

С греческого «теа́тр» — «θέατρον», дословно означает «место для зрелищ», «зрелище», от «θεάομαι» — означает «смотрю, вижу».

В последнюю неделю марта мир празднует День театра. И мы поговорили с героем нашей статьи о судьбе театра в Казахстане сегодня, узнали маленькие секреты профессии: как театру оставаться востребованным в век технологий и интернета и идти в ногу со временем. Как меняются подходы в театральном мире к зрителю, какие применяются инновации и так ли вечна классика.

 — Костанайский областной русский драматический театр – один из старейших театров Казахстана. Наш театр был основан в 1922 году. И за эти годы, конечно, мы имеем богатую историю и опыт.  Я не могу говорить за все театры республики, но за наш могу уверенно сказать, что заполняемость залов больше 70%, это официальная непридуманная цифра, потому что мы очень много продуктивно работаем, и это дает свои результаты. В нашем театре иногда ставят до 20-ти спектаклей в неделю, представляете какой объем?  В театре есть выражение «зритель голосует ногами», вот либо он есть в театре, либо его нет. Все остальное от лукавого, если нет зрителей, значит что-то в театре не так, значит надо кого-то менять, директора, актеров, режиссёров, что-то нужно делать. К счастью, к нам пока зритель всегда охотно идет.

По просьбам зрителей

— Дело в том, что главный вопрос на все времена, не только сегодня, а вообще всегда, чего бы хотели зрители?  Меняется время, меняются поколения, новые технологии вступают в силу, с чем-то мы угадываем, с чем-то не всегда. Определяем, что нужно зрителю, потому что все время анализируем ту работу, которая проходит. К примеру, мы три года назад поставили «Панночку» по пьесе Нины Садур, написанной по мотивам повести Гоголя «Вий», у себя в театре, казалось бы, спектакль, который идет практически во всех театрах. Но для нашего театра этот спектакль стал экспериментальным, игру актеров дополнили спецэффекты, на сцене установили несколько видеопроекторов, которые создали 3D эффект. И вот уже три года подряд я не разрешаю администраторам продавать билеты, потому что их раскупают с кассы. Я считаю — это успех, точное попадание. Потому что я не помню, чтобы в Костанае такое было, когда в театр три года подряд на один спектакль был аншлаг, и билеты распространяли по предприятиям, даже в электронную продажу запустили всего 50 билетов. Вот показатель того, как можно предугадать, что понравится зрителю. Я думаю, что не каждая звезда у нас в Казахстане, сможет сделать так, чтобы на ее концерты или спектакли, люди просто с кассы раскупали билеты и всегда был 100% полный зал. У нас это получилось, потому что мы всегда стремимся к развитию, применяем новые технологии и людям интересно, они приходят к нам. Немаловажно в театре оформление, для каждого нового спектакля мы стараемся воссоздать максимально реалистичные декорации, чтобы соответствовали стилю форма, подача, всего не расскажешь, это только можно увидеть на сцене, ощутить дух и атмосферу.

Театр – это такая грань, которую нужно соблюсти, ведь можно сделать так, что зал будет ломиться, но какими путями? – рассказывает наш собеседник.

Не все возможные методы использует в своей работе областной драмтеатр, а только те, что не в урон имиджу. Есть определённые спектакли, которые коллектив ставит, в силу того, что это классика. И стараются спектакли под школьную программу адаптировать, чтобы нынешние школьники имели возможность посмотреть постановку воочию. Далеко не каждого школьника сейчас можно застать с книгой в руке, поэтому деятельность театра в этом направлении просто неоценима.  Потому что, если дети увидят классику на сцене, то наверняка запомнят и поймут. В этом и видит свою миссию «храм Мельпомены» области.

Свою миссию наш театр видит в утверждении общечеловеческих гуманистических идеалов, сохранении богатейших традиций русской театральной школы и казахской культуры, пропаганде лучших образцов классики и современного сценического искусства.

- Другой подход к зрителю – поиск нового. Как-то года 4 назад, я с режиссером разговаривал, о том, что у нас есть огромный жанр, огромная неохваченная аудитория людей – это любители детективов. У нас нет ни одного театрального детектива. И мы поставили иронический детектив Акунина «Инь и Ян», к нам стали ходить те люди, которых я никогда в жизни в театре не видел. Конечно, у нас есть постоянные зрители, на премьеры, как правило приходят те, кого мы уже знаем. Обычно мы делаем 3 или 5 премьерных дней, и большинство из посетителей я уже знаю, потому что они любители театра, не пропускают ни одной премьеры, постоянная публика, за редким исключением, если у кого-то в первый день не получилось, во второй, в третий придут обязательно. А в этом случае люди пришли на премьеру те, которых мы никогда не видели, и они начали ходить к нам. Новый поток. Что значит угадали с тем, что нравится зрителю? Вот, наверное, тут угадали, жанр детектива пришелся по душе зрителям, - подытоживает Юрий Иванович.

- Я считаю, что поддерживать интерес к театру, это постоянная работа. Поэтому, когда мне говорят, запланировали, к примеру, на 2020 год вот такие-то постановки, а на 19 такие-то, я не всегда понимаю. Ну вот представьте, человек продает обувь, он сможет ее закупить на три года вперед? Нет, конечно, продавцы всегда по сезону подбирают, по тенденциям. Вот так и мы, к примеру, мне казалось в прошлом сезоне какая-то тема неважной, а в этом я увидел что-то в ней, с другой стороны посмотрел, и понял, что я должен это сделать. Помните крупные пожары были в России, в «Хромой лошади», в «Зимней Вишне»? Мы среагировали на события, поставили спектакль на тему противопожарной профилактики среди детей.

Также директор Областного Русского драматического театра поделился одним уникальным случаем, когда артисты буквально «проснулись знаменитыми». Тогда в стране была эпидемия свиного гриппа и Костанайский драмтеатр совместно с Костанайским областным центром проблем формирования здорового образа жизни поставили спектакль на тему профилактики заболевания H1N1. И вдруг с утра об этом сообщили все ведущие радиостанции мира, новость №1: «В Казахстане, в Костанае, впервые в мире поставили спектакль на тему свиного гриппа». Тетр всегда стремится, к тому, чтобы идти ногу со временем, предугадывать, стараются следить за мировыми новостями, потому что недостаточно сегодня быть прогрессивным, нужно хоть на полшага, хоть на четверть шага идти впереди, иначе ты уже опоздал.

Театр и соцсети

- Сейчас театр востребован, и это прекрасно, мы усердно и эффективно работаем, и получаем отдачу. В соцсетях начали активно вести деятельность, у театра есть свой инстаграм. Потому что весь мир сейчас в интернете, и мы не можем не реагировать на запросы общества. Мы проводим хорошие викторины на нашей странице, и у нас еще много интересных идей, которые мы планируем воплощать в будущем. Я собрал несколько человек, молодых ребят, со своими креативными идеями, и разрешил им делать все что захотят, в рамках разумного, конечно, и они работают, им нравится, они любят это дело, какие-то вещи я подсказываю, как лучше, направляю, но в основном они сами все придумывают – делится с нами Юрий Иванович.

Актеры театра

Ежегодно театр выпускает до 10-ти премьер, им аплодировали зрители Казахстана и зарубежья. Высокий профессиональный уровень спектаклей не раз подтверждался наградами и призами республиканских и международных фестивалей. В разные годы на сцене областного театра работали известные в Казахстане театральные деятели: Гурген Тонунц, народный артист Казахстана Николай Бобров, Рубен Адриасян. Театр также принимал на своей сцене народных артистов СССР: Евгения Самойлова, Леонида Броневого, Василия Ланового. На сегодняшний день работает легендарная Антонина Олейникова – заслуженная артистка РК, ведущая актриса драмтеатра. За почти полвека своей работы она сыграла около 130 ролей. Также три актёра театра обладают знаком «Мәдениет қайраткері».

Заслуги и победы

–  У нашего театра дважды состоялись гастроли в Израиль, по итогам которых мы были удостоены диплома – лауреат фестиваля «Театральный дивертисмент» – и получили постоянный ангажемент на Израильский театральный фестиваль. Кстати говоря, мы единственный театр, который представляет Казахстан, и у нас постоянный абонемент туда, они нас ждут в любое время, когда мы захотим. Вот в этом году мы снова планируем с труппой посетить Израиль. Костанайский областной русский драматический театр неоднократно принимал участие и становился лауреатом театрального международного фестиваля-лаборатории спектаклей малых форм «CHELoВЕК ТЕАТРА», который проходит в городе Челябинск, Россия.

– Также ежегодно принимаем участие в грандиозном событии в истории театрального искусства Казахстана – во Всемирном театральном фестивале «Астана», организатором которого является Министерство культуры и спорта Республики Казахстан. Всемирный фестиваль «Астана» – один из имиджевых культурных проектов страны, который представляет собой грандиозное, зрелищное путешествие в театральный мир. Так же мы становились лауреатами Международного фестиваля в Йошкар-оле, и принимали участие в массе республиканских мероприятий.

Областному Русскому драматическому театру города Костанай 98 лет, через два года предстоит праздновать столетие, серьезный юбилей. Коллектив планирует масштабные торжества, говорят с радостью бы провели Международный театральный фестиваль, но пока не загадывают, есть еще время.

– Я горжусь всем, что завоевывает наш драмтеатр, любая поездка на фестиваль — это же не только награда, хотя и это безусловно приятно, оценка деятельности. Самое главное, что это подстегивает администрацию, режиссеров, актеров, они должны видеть, где они находятся, на каком уровне работают. Ведь очень легко сидеть в областном городе, и говорить «я самый лучший». Как говорил Евгений Леонов: «Добрый день. Я король. Дорогие мои...». Да, тут мы самые лучшие, но, когда приезжаешь на хорошие фестивали, на которых организаторы делают полностью разбор спектакля по крупицам, каждую актерскую работу, оформление, музыкальное сопровождение, костюмы, режиссуру, вот тогда ты понимаешь, на каком уровне находишься. Ведь именно в сравнении постигаешь, над чем нужно работать, что недоработано, а что хорошо. Поэтому каждый фестиваль для зрителя праздник, а для нас это очень хорошая рабочая площадка, где мы можем пообщаться с зарубежными, челябинскими, европейскими, азиатскими театрами. Я впервые увидел иранский театр в этом году, теперь примерно знаю, на каком уровне он находится, вообще не представлял, что в Иране может быть театр. Еще на фестивалях часто сталкиваемся с великими грузинскими театрами, они просто шикарные, и их мало где можно увидеть. Мы видим совершенно разную актерскую школу, совершенно разную режиссерскую работу, подходы к постановкам, - говорит директор драмтеатра.

- Я с удивлением узнал, что театра нет практически в Израиле. Там есть несколько, и один всего профессиональный, а остальные любительские. Профессиональные театры в Израиле возрождают только, у них шикарные концертные площадки, от 200 до 1000 человек.

«Кыз-Жибек» по-русски

 - У нас до 10-ти постановок в год, сейчас мы готовим кое-что новое: жемчужина казахского фольклора «Кыз-Жибек». Спектакль будет идти на русском языке, то, чего не делали еще в нашем театре, во всяком случае, я работаю директором театра уже 10 лет, при мне этого не было. Кстати, делает спектакль главный режиссер нашего Костанайского Областного Казахского Театра драмы им. И. Омарова. Мы планируем «Кыз-Жибек» построить на пластике, на вокале, много идей, все карты раскрывать не буду. Скорее всего это произойдет уже в начале мая, совсем скоро.  Мы решили поставить этот спектакль для тех, кто хочет познакомиться с легендарной казахской народной лиро-эпической поэмой, но не имеет возможности это сделать на казахском языке. Во-первых «Кыз-Жибек» никогда не ставили на русском, а во-вторых мне бы очень хотелось поставить такую казахскую классику, которую я бы мог вывезти за рубеж. Знаете, мы много можем говорить о своей стране, о Казахстане, хлопать в ладоши, а как сделать так, чтобы люди по миру узнавали казахстанский бренд, в том же Израиле и России? Ведь мы же воспринимаем страну по самым лучшим произведениям, поэтам, героям, именно поэтому мы решили взять классическую трагедию, поставить, нюансы прочувствовать. Чтобы показать соседям, и они посмотрели, узнали, познакомились, прониклись. Также мы поставили у себя в театре спектакль «Любовь и смерть Ак келин». Спектакль основан на реальных событиях, рассказывающих о любви Бадрисафы (Александры Ивановны) и её супруга, великого человека, казахстанца, казаха Ахмета Байтурсынова. Преданность и жертвенность Ак Келин вызывали уважение у её современников. Мы делали «Любовь и смерть Ак келин», для людей, потому что спектакль основан на реальных событиях, любовная линия, вплетенная в канву трагических событий 20-30-х годов 20 века в Казахстане, пронзительно и ярко раскрывает взаимоотношения любящих людей, где стирается разница национальностей. На спектаклях одинаково плачут и русские, и казахи, и иностранцы.  Приходят люди и благодарят нас, за то, что мы это сделали. Многие дети вообще не знают эту историю, и с удивлением узнают подробности жизни великого деятеля из спектакля. И для нас это не просто искусство, мы несем просвещение, культуру для народа.

Театр создали в 22-м году, в тяжелые годы, иногда кушать было нечего, актерам выдавали зарплату продуктами, и даже в такое тяжелое время люди понимали, что театр — это очень важно. Не цирк, и не что-то другое, а именно театр. Общеизвестно, что даже во время войны актеров театра на фронт не забирали.

Классика и современная молодежь

— В этом году в стране объявили Год молодежи, и мне отрадно, что это основная наша публика. Не дедушки с бабушками, хотя и они, конечно, есть да, а в основном же это молодежь. Мы целенаправленно работаем, у нас все чётко расписано, до какого возраста мы ставим спектакли, начиная с малолетнего возраста и дальше, мы охватываем всех до 11 класса и студентов, в том числе. Мы всегда ставим четкую задачу, для кого ставим спектакль, и чтобы именно этому возрасту спектакль был понятен. Либо в рамках школьной или университетской программы. 

— После капитального ремонта, мы думали, чем же открыться, и поставили Пушкина, «Евгений Онегин». Я подумал, наверное, логично, что русский драматический театр должен открыться русской классикой. Есть опера, «Евгений Онегин», есть поэма, а пьесы нет. Поэтому мы сами написали ее и поставили. И у нас всегда были полные залы, когда думали уже закрыть, зрители просили не убирать этот спектакль. Удивительно, но нынешние ребята и девчонки увидели себя в постановке, поменялось время, форма одежды, а любовь и ненависть, предательство и дружба – это вечные ценности, их никто не отменял. Они такие же были, что 100 лет назад, что 200. Почему сегодня Шекспир востребован, ведь это самые вечные темы и ценности. И вот сегодня ребята молодые, они ведь себя видят, и Татьяну, и Ольгу, и Онегина сравнивают с собой. Им понравилось, чего я не совсем мог ожидать. Единого секрета и рецепта нет, как находить подход к зрителю. Вот тут угадали, иногда интуитивно, иногда методом проб и ошибок. Ничего случайного не бывает, если ты все время думаешь, анализируешь, стремишься, то успех неизбежен.

Русский театр – это центр русской культуры, где можно услышать правильную русскую речь, и посмотреть русскую классику, многие актеры являются членами русской общины Ассамблеи народов Казахстана. И несомненно, это очень удобно. Провести любое мероприятие, ту же масленицу, кто лучше актеров это сделает? Никто. Конечно, драмтеатр не остается в стороне от благотворительности. Часто устраивают спектакли для ребят из детских домов, независимо от национальности. Точно так же, проводят мероприятия для ветеранов, для инвалидов, они частые гости в театре.

– Каждый раз Яблочный Спас мы устраиваем для всех желающих. Как приятно русскому человеку отмечать со всеми Наурыз, да? Наверное, точно так же мы создаем атмосферу, чтобы казахам было весело на масленице. Или на какой-то другой праздник. На Новый год, например, наш театр, раздал на 1.5 миллиона тенге подарков, и все они побывали на спектакле, то есть каждый получил сладкий подарок, а это около 700 детей, малообеспеченные, многодетные и дети сироты. Также каждый год мы отправляем бесплатно на 10 дней детей оздоравливаться в детский лагерь. Это немного, но каждый год 10-12 детей мы отправляем. И ветеранов направляем в Сосновый бор, у нас много организаций, с которыми мы сотрудничаем, в том числе и с российским посольством.

Формирование театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны.

В условиях независимости Казахстана перед всеми театрами страны стоит задача художественного осмысления современности, раскрытия картины мира через жизнь нового героя в сопоставлении с новой исторической эпохой, включения судьбы персонажа в общечеловеческий контекст, поскольку театр является составной частью национальной культуры, а назначение театра — быть созвучным времени.  

 

Источник: http://ruh.kz