Chania
361
30.04.2020
Еркин Абиль: «Казахстан имеет богатый ресурс для развития культуры…»


Сегодня мы оказались перед фактом глобальной дестабилизации, сомнений в политике мультикультурализма и толерантности, роста взаимной нетерпимости и усиления агрессивности в международной политике, усиленной экономическим кризисом и кризисом доверия в результате пандемии коронавируса. 

Мы были свидетелями вспышек ксенофобии и расизма во вроде бы благополучной в этом отношении Европе, ряд экспертов утверждает, что динамика роста числа зараженных прямо связана с политикой либерализма и открытости границ, призывая ужесточить миграционное законодательство. Ведущая оппозиционная партия Кореи проводила демонстрации под лозунгом: "Выгнать из страны и китайских туристов, и студентов". "Я очень надеюсь, что в 2020 не повторится ситуация с атипичной пневмонией 2003 года. И я сейчас говорю не о вспышке вирусе, а о вспышке расизма", - заявил директор клиники в Торонто Авви Го.

В Одессе в одном из отелей на стойке регистрации вывесили объявление о том, что "проживание в отеле гостям из Китая запрещено". В России всерьез предлагают включить в проект «Основ государственной культурной политики» тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности. 

Некоторые «горячие головы» как на Западе, так и на постсоветском пространстве забывают, что современный мир – словами Роберта Стивенсона - стеклянный дом, где каждый камень в соседа может отозваться звоном собственных разбитых стен.

В этих условиях особо вырастает роль диалоговых площадок, дающих возможность открыто и профессионально обсуждать глобальные проблемы современности, включая проблемы диалога культур, цивилизаций, религий и растущую волну негативного отношения к принципам толерантности.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
Как социально-этический принцип толерантность нигде и никогда не утверждалась в качестве абсолюта. Всегда и везде, когда речь идет о толерантности, предполагается, что она имеет строгое ограничение: общество должно быть интолерантным к разного рода формам социальной деструкции. Толерантность распространяется до тех пределов, дальше которых возникает угроза общественному порядку, который гарантирует действенность самого этого принципа.

Разрешите остановиться на такой проблеме, как толерантность в межэтнической сфере. Известно, что межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историче¬скими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются. В связи с этим, возникает потребность сформулировать основные принципы, на которых, по нашему мнению, должна основываться модель межэтнического согласия в Казахстане.

1 принцип. Отказ от политизации истории, привлечения исторических исследований для решения современных политических проблем.

Любое непродуманное (тем более, осознанное) применение исторической науки для реализации чьих-бы то ни было политических амбиций – бесперспективно и недальновидно. При желании в историческом прошлом всегда можно найти подходящий сюжет для обоснования тех или иных претензий и амбиций. Именно поэтому следует четко отделять историю и современность. Никакие события в прошлом не могут быть использованы для принятия политических решений в настоящем. У каждого этноса есть в истории трагические страницы, однако восстанавливать «историческую справедливость» за счет потомков «обидчиков» - путь который ведет только к обострению и воспроизводству существующих конфликтов. 

2 принцип. Признание ценности этнического и культурного разнообразия для дальнейшего развития Казахстана. 

Любое единообразие, однородность ведут к застою и значительному сужению возможностей для развития. Как разнообразие форм собственности и экономических укладов создают условия для развития экономики страны, так и культурное разнообразие создает условия для развития культуры. Культурный изоляционизм также вреден, как и экономический. Сохранение и возрождение традиций – безусловное благо, но следует учитывать, что сами эти традиции еще 100 – 150 лет назад были инновациями, поэтому абсолютизировать их нельзя.

Казахстан имеет богатый ресурс для развития культуры через взаимодействие и взаимообогащение этнических культур, поэтому для будущего Казахстана интеграция этнических культур более приемлемая форма межэтнических отношений, чем ассимиляция.

3 принцип. Признание права за всеми этническими группами на реализацию специфических культурных, социальных и политических потребностей.

Следует признать, что каждая этническая группа в Казахстане, кроме самих казахов, существует фактически в двух параллельно существующих системах – как часть «материнского» этноса и как часть казахстанского общества. Соответственно, кроме общенациональных казахстанских ценностей и потребностей, к которым Н.Назарбаев отнес единство, целостность и независимость Казахстана, как ценности, которые не носят конкурентного или конфликтного характера для представителя любой этнической общности, у каждой из этих общностей есть и специфические  культурные, социальные и политические потребности. В их числе – сохранение этнической идентичности, языка, культуры, чувства сопричастности с основной массой «материнского» этноса и страной, в которой этот этнос является государствообразующим, а также возможность реализовать свой творческий потенциал во всех сферах общественной жизни, включая принятие политических решений. 

Реализация данного принципа должна учитывать два немаловажных момента. Во-первых, потребности этнических групп могут реализовываться в той степени, в которой они не противоречат общенациональным ценностям и потребностям.

Во-вторых, единственным легитимным гарантом защиты этих прав может быть только Республика Казахстан и ее Конституция, никакие третьи страны не могут брать на себя функции защиты прав наших граждан.

У Республики Казахстан есть все механизмы для реализации данной функции. Во-первых, это сильная система государственной власти. Во-вторых, это Ассамблея народа Казахстана - уникальный институт по гармонизации межэтнических отношений в Республике Казахстан. 

Это не только новый инструмент общественного диалога, многогранная платформа, объединяющая казахстанское экспертное сообщество, истеблишмент и представителей этнических групп для разработки рекомендаций по глобальным вызовам современности. 

Это реально действующий институт формирования общенационального единства, что показал текущий экономический и эпидемиологический кризис. Так, в условиях распространения коронавирусной инфекции и режима ЧП Ассамблея народа Казахстана приняла активное участие в акции «Біз біргеміз!», оказана помощь почти 300 тысяч человек на сумму более 276 млн. тенге. Кроме этого, проводится огромная работа, направленная на укрепление гражданского мира и согласия, поддержку малоимущих, мобилизацию населения на обеспечение карантинных мероприятий и выполнение требований режима чрезвычайного положения.

В конечном итоге, кризисы будут преодолены, но единство народа, сцементированное общей исторической судьбой, прошедшее проверку временем, лишь укрепится. И залогом к этому является деятельность АНК, основанная на принципах межэтнического согласия и толерантности.

Еркин Абиль, председатель Совета общественного согласия АНК Костанайской области, доктор исторических наук, советник ректора КПГУ им.У.Султангазина